Наши юные исследователи

9 Апр · kids.admin · No Comments

Фестиваль «Я – исследователь» ежегодно организуется в Дошкольном центре развития ребенка №8 г. Могилева с целью создания условий для выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста, демонстрации их успехов и достижений в совместной деятельности с педагогами и родителями. Причина активного приобщения к исследовательской деятельности воспитанников связана с изменениями в современном образовании. В настоящее время главной задачей педагога является не трансляция опыта, передача готовой системы знаний, а прежде всего ориентация обучающихся на самостоятельный поиск нужной информации, формирование умения получать и использовать новые знания, анализировать свой опыт. Для современного человека наиболее важны умения правильно сформулировать стоящую перед ним проблему, отобрать, оценить и использовать необходимую информацию для ее решения. Все это предполагает развитие познавательного интереса и исследовательской активности ребенка, способностей изучать окружающий мир и находить самостоятельное решение возникающих перед ним познавательных задач. Но не стоит забывать, что исследовательская деятельность детей дошкольного возраста имеет свои особенности, которые важно учитывать для ее успешного и эффективного развития. В силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста их исследовательские работы, как правило, не самостоятельны, и по сути своей являются детско-взрослыми. Как показывает практика, решающую роль в проведении детских исследований играет взрослый (воспитатель, родитель). На всех этапах сопровождения исследовательской деятельности взрослый оказывает поддержку ребенку: выбор предмета исследования (помогает сформулировать проблему и тему исследования); планирование исследования (помогает сформулировать задачи, поставить гипотезу, подбирает методы исследования, источники информации); проведение исследования (проведение опытов и экспериментов совместно с ребенком, анализ различных источников информации); оформление исследовательской работы согласно требованиям (набор текста на компьютере, фото-, видеоотражение хода исследования). Очевидно, что детские (детско-взрослые) исследования важны не сами по себе. Значение этой деятельности определяется тем, насколько она помогает образованию и развитию детей. В связи с этим особо важно взрослому (педагогу, родителю) подчеркнуть и выделить в такой совместно выполненной работе составляющую участия ребенка, справедливо оценить ее, дать возможность провести самоанализ исследовательской деятельности. Именно такая позиция взрослого положительно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и творчества воспитанников, позволяет пережить радость предъявления полученных ими результатов собственной деятельности. При анализе любого этапа исследовательской деятельности воспитанника важно учитывать, насколько сам ребенок понимает, ЧТО и ЗАЧЕМ он будет делать (делает), КАК и С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО он будет осуществлять (осуществляет) свою деятельность. Для осознания ребенком опыта собственной деятельности, углубленного понимания связей и отношений в предметном и социальном мире необходимо развитие способности к рефлексии (умение размышлять). Вместе с тем исследовательский интерес в дошкольном возрасте имеет не только внутренний источник, но и внешнюю «подпитку». В силу возрастных особенностей воспитанникам важно получить социальное одобрение их деятельности, заслуженное внимание к результатам исследования. Этому в наибольшей степени способствуют фестивали (конкурсы) детских исследовательских работ.

Участие детей в фестивале «Я – исследователь» активизирует их интерес к исследовательской деятельности, расширяет общий кругозор и преставления по обозначенной проблеме, содействует развитию познавательных способностей, обогащает коммуникативный потенциал, расширяет опыт публичных выступлений. Представление ребенком результатов собственной исследовательской деятельности предполагает умение публично рассказывать о выполненной им работе и обсуждать ее результаты, позволяет пережить радость предъявления полученных ими результатов, увидеть их востребованность другими людьми, интерес к выполненной работе.

В рамках фестиваля члены жюри и зрители познакомились с разноплановыми исследовательскими работами дошкольников, но всех их объединяла одна общая черта – живой интерес к окружающему миру, стремление выразить свои чувства и полученные впечатления от исследовательской деятельности, опыт своего отношения к ней.

При этом важно помнить, что успешность совместной с ребенком исследовательской работы заключается не только в получении дипломов фестиваля (что, безусловно, доставляет радость и имеет ценность). Исследовательская практика для ребенка важна как процесс, который приносит ему удовольствие и радость открытия.

48438089