Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка, формирование здорового образа жизни

  1. Принцип не нанесения вреда означает недопустимость использования необоснованных с научной точки зрения и непроверенных на практике оздоровительных систем и методов

  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье воспитанников и педагогов предполагает, что всё происходящее в образовательном процессе  должно оцениваться с позиции влияния на психофизическое здоровье детей и педагогов

  3. Принцип триединства представлений о здоровье физическом, духовно-нравственном

  4. Принцип непрерывности и преемственности предполагает необходимость проводить здоровьесберегающую работу систематически и последовательно как в режимных моментах, так в специально организованной деятельности

  5. Принцип субъектно-субъектного взаимодействия с воспитанниками предполагает необходимость индивидуального подхода к каждому воспитаннику, учет его индивидуальности

  6. Принцип соответствия содержания и организации образовательного процесса возрастным особенностям воспитанников

  7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода в организации образовательного процесса означает грамотное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка для достижения результатов в использовании здоровьесберегающих технологий

  8. Принцип медико-психологической компетентности педагогов означает знание педагогами возрастных и психологических особенностей детей, психологии управления детским коллективом

  9. Принцип гармонического сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий

  10. Принцип приоритета позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями)

  11. Принцип приоритета в выборе активных методов воспитания и обучения

  12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии, при котором первая предполагает медико-гигиенический подход: оберегать ребенка от всех вредных воздействий, а вторая построена на стремлении повысить адаптационные возможности ребенка, подготовить к встрече с воздействиями, опасными для здоровья

  13. Принцип отсроченного результата предполагает отслеживание динамики состояния здоровья ребенка в период пребывания в дошкольном учреждении и оценку правильности выработанной концепции организации здоровье сберегающего процесса

  14. Принцип контроля за результатами с целью получения обратной связи

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

К концу первого года жизни ребенок начинает ходить, говорить, действовать с предметами. Эти предпосылки определяют его развитие на втором году жизни. В благоприятных условиях жизнедеятельности ребенок второго года жизни за каждый месяц прибавляет в весе 170–190 г, вырастает на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12–12,7 кг, рост – 85–86 см. У двухлетнего ребенка в среднем 20 молочных зубов. Раннее детство – период интенсивного физического развития. Повышается сопротивляемость организма, становится все более устойчивой нервная система, повышаются пределы ее работоспособности. Меняется соотношение между сном и бодрствованием в сторону увеличения последнего. До полутора лет воспитанники могут бодрствовать 3–3,5 ч, после полутора лет – 5 ч. Процессы возбуждения и торможения становятся более дифференцированными и концентрированными. Ведущим видом движений в этот период является ходьба. Ребенок испытывает в ней большую потребность, она вызывает у него положительные эмоции, развивает ориентировку в окружающем мире. К концу второго года жизни совершенствуется ходьба и координация движений: ребенок убыстряет шаги, бегает, преодолевает небольшие препятствия на пути (переступает через кубик и др.). По мере того как ходьба становится более автоматизированной, создаются предпосылки для активной деятельности рук. Ребенок может, не боясь потерять равновесия и упасть, возить или носить в руках предметы, манипулировать с ними.

Продолжается интенсивный темп физического развития. К трем годам масса тела ребенка составляет от 13,1 до 16,9 кг, рост – 91–99 см. Ребенок становится более самостоятельным, движения его – более координированными. Характерной особенностью этого возраста является потребность в разнообразных движениях, интерес и желание воспитанников их выполнять. Физические нагрузки необходимы им для полноценного развития всех систем и функций, чувственного познания окружающего мира. Однако параметры развития воспитанников, качественная характеристика и темп овладения ими разными видами движений (ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, метанием) индивидуальны. Важным для здоровья ребенка является гармоническое соотношение показателей физического развития: роста, веса, окружности груди, двигательной активности.

На протяжении года масса тела достигает приблизительно 16,5 кг, рост – 102 см, окружность грудной клетки – 53 см. Показатели силовых возможностей приближаются к следующим величинам: у мальчиков сила правой кисти равняется примерно 3,9–7,0 кг, левой – 3,5–6,2 кг, становая сила – 13–19 кг. У девочек сила правой кисти в пределах 3,3–6,9 кг, левой – 3,2–5,6 кг, становая сила – 12–17 кг. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей заметно меняются пропорции тела, происходит перемещение средней точки длины тела. Дальнейшее развитие получает мышечная система, опорно-двигательный и связочный аппарат. Однако мышечный корсет еще слаб, и легко появляются отклонения в осанке. Стопа ребенка за счет все еще плотной жировой прослойки имеет уплотненный вид. Физическая работоспособность в 4 года у мальчиков составляет примерно 109–154 кгм/мин, у девочек – около 106–118 кгм/мин. Повышается двигательная активность ребенка – 7000–9500 движений в сутки.

На протяжении года масса тела увеличивается на 1,5–2,0 кг, рост – на 6–7 см. К пяти годам масса тела ребенка составляет примерно 19,0 кг, рост – 110 см, окружность грудной клетки – 54 см. Появляются различия в физиометрических показателях, обоснованные полом ребенка. Жизненная емкость легких у мальчиков составляет примерно 1100–1400 см3 , у девочек несколько меньше – 1100–1300 см3 . Показатели силы мальчиков также несколько выше, чем у девочек: у мальчиков сила правой кисти в пределах 5,0–8,0 кг, левой – 4,3–7,2 кг, сила мышц спины (становая) 15–20 кг; у девочек эти показатели соответственно равны: 4,2–7,5; 3,8–6,5 и 12–19 кг. Физическая работоспособность детей пяти лет повышается и составляет у мальчиков примерно 135–194 кгм/мин, у девочек – около 128–152 кгм/мин. Дневная норма двигательной активности – 10 000–11 000 условных шагов. Продолжает развиваться мышечная система ребенка, опорно-двигательный и связочный аппарат. Уменьшается жировая прослойка на стопе, укрепляются мышцы, удерживающие подъем стопы. Мышечный корсет, фиксирующий позвоночный столб в прямом положении, еще довольно слаб, поэтому ребенок не должен находиться продолжительное время в статическом положении.

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят значительные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, рост – на 0,5 см. К шести годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела – 21,5 кг, окружность грудной клетки – 56–57 см. Улучшаются физиометрические показатели. Жизненная емкость легких у мальчиков достигает примерно 1500–1800 см3 , сила правой кисти – 6,0–10,0 кг, сила левой кисти – 5,2–8,1 кг, становая сила (сила мышц спины) – 20–29 кг. У девочек эти показатели следующие: жизненная емкость легких около 1300–1800 см3 , сила правой кисти – 4,8–8,2 кг, становая сила (сила мышц спины) – 20– 29 кг. Физическая работоспособность (PWC 170) у мальчиков шести лет колеблется от 154 до 192 кгм/мин, у девочек – от 136 до 172 кгм/мин. Двигательная активность составляет 11 000–14 000 шагов в сутки. Оптимальный двигательный режим улучшает сердечную деятельность, гемодинамику и в целом повышает работоспособность организма. У воспитанников на седьмом году жизни идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. К семи годам рост детей достигает 116,8–125 см, масса тела – 21,6–25,4 кг. Отмечаются изменения во внешних очертаниях лица, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей. Совершенствуется сердечно-сосудистая система воспитанника. Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменой климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, влажность и т.п.). Функциональные возможности детского организма в этот период создают базис для формирования физической и умственной работоспособности. Ребенок готов к интеллектуальным нагрузкам, к длительному погружению в специально организованную учебную деятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполняет движения в ползании, ходьбе с поддержкой за руки, самостоятельно проходит небольшое расстояние. Самостоятельно сидит и стоит, приседает и выпрямляется, переползает через невысокие предметы.

Выполняет основные виды движений (ходьба, бег, ползание, лазанье) с усложнением двигательных заданий (изменением направления движения, увеличением высоты препятствий, возвышений), фиксирует исходное положение. Определяет направление движения по зрительному ориентиру (бежать к игрушке, перешагивать через мостик, проползать под дугой), выполняет имитационные общеразвивающие упражнения, простые упражнения в равновесии. Проявляет интерес к двигательной активности, желание подражать игровому образу, показу взрослого.

Выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, катание, бросание, ползание, лазанье), преодолевает препятствия. Способен координировать движения, выполнять их с большей точностью, устанавливать сходство с образом, действовать по подражанию. Проявляет двигательную память, позволяющую самостоятельно воспроизводить освоенные ранее виды физических упражнений.

Владеет разнообразными движениями, может повторять их по своему усмотрению. Соблюдает нужное направление движений, определенную последовательность структурных элементов. Проявляет интерес к результату деятельности, придерживается точно заданной формы выполнения физического упражнения. Выполняет упражнения на основе подражания. Передвигается по дну бассейна (шагом, бегом, прыжками, держась за поручень и без поддержки). Погружает лицо в воду, играет в воде; удерживает тело на поверхности воды с помощью взрослого и поддерживающих средств (круги, доски).

Проявляет интерес к двигательной деятельности, понимает значение движений в жизни человека. Выполняет двигательные действия: умеет выбирать способы действия, сочетать их и доводить до определенных результатов; Называет основные элементы техники физических упражнений, связанные с работой крупных групп мышц, рассказывает о способе их выполнения; игровые двигательные образы реализует в выразительном движении. Пытается оценивать собственные движения. Объясняет правила и содержание знакомых подвижных игр. Применяет считалки для выбора водящих. Самостоятельно реализует двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности. Передвигается в воде разными способами (ходит, бегает, прыгает), погружается в воду с головой с задержкой дыхания, открывает глаза в воде, рассматривает и собирает предметы на дне бассейна; лежит на воде на груди, спине с разным положением рук и ног; скользит на груди, плавает удобным для себя способом.

Воспитанник от 5 до 6 лет

Выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.). Доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых. Оценивает двигательное действие (находит отличие и сходство в выполнении упражнения двумя детьми; сравнивает свои достижения с прежними собственными результатами). Реализует двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности (физкультурные развлечения, туристические прогулки и походы, самостоятельная двигательная деятельность: умеет плавать, кататься на самокате, велосипеде, роликовых коньках, лыжах и др.). Соблюдает правила безопасности при выполнении физических упражнений на физкультурном занятии и в самостоятельной двигательной деятельности. Скользит на груди и спине с гребковыми движениями рук, поворачивается во время скольжения с груди на спину и наоборот; плавает способом «кроль» на груди и спине с помощью поддерживающих средств (ласты, доски) и без них.

Воспитанник от 6 до 7 лет

Выполняет разные виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание), элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон и др.). Доводит начатую двигательную деятельность (спортивную или подвижную игру, индивидуальное двигательное задание) до завершения, стремится не прибегать к помощи взрослых. Выступает инициатором двигательной деятельности: делает попытки самостоятельно отыскать варианты решения двигательной задачи, перестроить упражнение по образцу или словесному указанию взрослого, оценивать движения свои и товарищей, объясняет последовательность своих действий, выполняет их в разных вариантах, проявляет оригинальность при принятии двигательных решений. Выполняет основные правила здоровьесберегающего, безопасного поведения. Плавает способом «кроль» на груди и спине без поддерживающих средств; творчески применяет двигательный опыт в играх и игровых упражнениях на воде.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день); дневной (ночной)
сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время
года – со снижением температуры воздуха в помещении до +18 °С, ходьба босиком
в теплое время года по траве, песку; физические упражнения в проветренном помещении
и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.
Умывание в течение дня прохладной водой, полоскание рта водой комнатной
температуры после каждого приема пищи, игры с водой.
Индивидуальное закаливание в семье.

48438089